«Метриум»: Девелоперы апартаментов провалили пятилетку

Первичный рынок московских апартаментов «недополучил» в I полугодии значительного числа новых проектов. Столичные девелоперы открыли продажи только в 9 новых комплексах, относящихся к этому типу жилья, что стало абсолютным антирекордом за последние пять лет.

Так, в I полугодии 2018 года на рынке появились 16 комплексов апартаментов, в I полугодии 2017 года – 14, I полугодии 2016 года – 13, в тот же период 2015 года – 14, и даже в далеком 2014 году – 12.

«Основная причина снижения активности девелоперов апартаментов – это реформа долевого строительства, – комментирует Кирилл Игнахин, генеральный директор компании «Level Group» (девелопер ЖК «Level Амурская»). – Новая схема продаж затрагивает и сегмент апартаментов, но в отличие от квартир, в этом секторе рынка темпы реализации обычно ниже, как и цены, поэтому переход на проектное финансирование в данном случае может быть более сложным. Полагаю, именно это способствовало уменьшению активности девелоперов».

За первую половину 2019 года количество апартаментов, представленных в Москве, уменьшилось на 13%. Аналитики «Метриум» отмечают, что несмотря на сокращение числа новых проектов в продаже, доля апартаментов в общем объеме предложения столичных новостроек сохранилась на уровне последних нескольких лет. По итогам I полугодия она составила 23% или 9,7 тыс. лотов, а их суммарная площадь – 760 тыс. кв.м.

Среди новых проектов первого полугодия был лишь один комплекс комфорт-класса и один проект бизнес-класса, тогда как год назад на рынке апартаментов появились по пять объектов в комфорт- и бизнес-классе. Эксперты «Метриум» отмечают, что такая динамика связана с тем, что девелоперы более доступных по цене проектов (массового и среднего ценового сегмента) оказались чувствительнее к грядущей реформе долевого строительства, в отличие от застройщиков комплексов премиум- и элитного класса.

Тем не менее, большая часть апартаментов по-прежнему представлена в проектах бизнес-класса (45%). Четверть предложения сосредоточена в комплексах массового сегмента (26%). Оставшаяся часть лотов приходится на премиум- и элитный классы – 17% и 13% соответственно.

«Примечательно, что в первом полугодии сократился спрос на апартаменты, и это связано прежде всего с уменьшением предложения, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Доля апартаментов в общем объеме сделок снизилась с 12% до 8%, однако такая динамика стала следствием завершения продаж в крупных и популярных проектах, где концентрировался значительный спрос на данный формат. В отсутствии новых альтернатив, по-видимому, покупатели переключились на рынок квартир. Впрочем, я полагаю, с выходом новых проектов баланс будет восстановлен».